justin tv
Куда податься математику, или молодой ученый ищет работу - Математико-механический факультет СПбГУ
  • Вступительное слово декана

    Профессор Геннадий Алексеевич Леонов: "Математическое образование в России отметило в 2001 году свое 300-летие. В 1701 году Петр I издал указ об основании школы математических и навигационных наук. В 1724 году были основаны Академия Наук, Академический Университет и Академическая Гимназия, а в 1725 году были приглашены для работы в Петербург выдающиеся ученые Леонард Эйлер и Николай Бернулли. Это было началом создания знаменитой Петербургской математической школы". Подробнее.

  • студенты матмеха

    Поступающим на матмех

    Математико-механический факультет (матмех) является одним из крупнейших учебно-научных центров России. Он издавна привлекает к себе возможностью получить первоклассное фундаментальное образование наиболее серьёзных и способных абитуриентов, интересующихся математикой, механикой, информационными технологиями и астрономией. Подробнее.

  • Математико-механический факультет

    Наша география

    Математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета расположен на территории Петродворцового учебно-научного комплекса в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. В состав математико-механического факультета включены НИИ математики и механики имени акад. В.И.Смирнова (НИИММ), Астрономический институт имени В.В.Соболева, НИИ информационных технологий, Научно-исследовательский  центр "Динамика", Исследовательская лаборатория им. П.Л. Чебышева.

Просмотров: 7575

Куда податься математику, или молодой ученый ищет работу

Куда податься математику, или молодой ученый ищет работу

Как реализовать свой потенциал молодому ученому в России? На какие средства существовать, учась в аспирантуре и занимаясь только наукой? Есть ли примеры удачной научной деятельности и финансовой поддержки оной? На эти актуальные вопросы свои ответы дали Семенов Андрей Алексеевич, доцент, канд. физ.-мат. наук и Вавилов Николай Александрович, профессор, доктор физ.-мат. наук.

Примерно такие же вопросы задавали в 2005 году руководителям гранта "Развитие и поддержка научных школ Санкт-Петербурга в области теорети­ческой и прикладной математики на основе взаимодействия Санкт-Петербург­ского государственного университета и Санкт-Петербургского отделения Ма­тематического института (ПОМИ) РАН". Вот что тогда ответили мы с Ива­ном Александровичем Паниным как руководители направления Алгебра. Вот буквальное воспроизведение ответа:

«На мат-мехе каждый год есть десяток-два очень сильных студентов. На уровне лучших в мире. Проблема состоит в том, чтобы они оставались рабо­тать в науке. С этой точки зрения отъезд некоторых из них на Запад пред­ставляется нам меньшей трагедией, чем уход в программирование или ком­мерцию. Раз уж они пришли на мат-мех, они готовы работать в науке, но у них должно быть ясное понимание перспектив, в том числе и материальных. В условиях рынка никаких других действенных стимулов удержания людей в какой-то области деятельности, кроме высокой зарплаты (прямой и/или косвенной - предоставление квартир, как в Китае) нет. Если мы хотим, со­хранить науку, то зарплата ассистента должна быть в 2-3 раза выше средней - и не госстатовской, а фактической по стране. Именно такое соотношение выдерживается во всем мире (не только в США и Европе, но и Китае, Индии, Бразилии, и т.д.). Если ВВП на душу населения в России в 2004 году 10.000 USD, это значит, что справедливая зарплата ассистента как минимум 20.000 USD в год. Другой вопрос, что многие согласились бы работать и за 10.000 USD в год, в компьютерной фирме они поначалу получали бы примерно столько же, но преподавательская работа имеет свои преимущества.

С тех пор в нашем отношении к этому вопросу мало что изменилось, однако уточню и конкретизирую свою позицию. К 2010 году GDP/capita в России практически удвоился и составил боль­ше 18000 USD в год, то есть около половины уровня ведущих западноевропейских стран таких, как Германия или Франция.

В России сохраняется традиционная с позднего советского времени недо­оценка интеллектуального труда. Стоит заметить, что в послевоенное время зарплата ассистента в СССР действительно была в среднем в 2 раза выше, чем зарпла­та промышленного рабочего, зарплата доцента - в 4 раза выше, а зарплата профессора - в 6 раз выше. Кроме того, не было практически никаких огра­ничений на совместительство, и многие профессора получали по 15000 рублей только зарплаты, при средней зарплате по стране 900. Нет сомнения, что это было одним из важнейших факторов невероятного расцвета науки в СССР в 1950-е и 1960-е годы.

В советское время никаких особых грантов и стипендий не было, так что будем говорить о времени, начиная с конца 1990-х. В конце 190-х ситуация была, по моим ощущениям, уже не такая драма­тическая, как в 1980-е годы и первой половины 1990-х годов, тем не менее, в то время большинство способных студентов либо уезжали за границу сразу после защиты диплома, либо оставались в стране, но бросали математику. Вот две типичных ситуации с моими лучшими учениками в те годы.

  1. Елена Перельман (младшая сестра знаменитого Гриши Перельмана) по­лучила стипендию для прохождения аспирантуры в Вайцмановском Институ­те (Реховот, Израиль), и защитила диссертацию по теории представлений под руководством Энтони Джозефа. Там она вышла замуж и в настоящее время, насколько мне известно, математикой не занимается.
  2. Михаил Гаврилович получил в те же годы стипендию Оксфордского Уни­верситета (Великобритания) и защитил там диссертацию по теории моделей под руководством Бориса Зильбера.

В начале нулевых ситуация изменилась, студенты стали оставаться в ас­пирантуре. Молодые ученые защищали диссертации здесь, а потом ехали на постдоки (Postdoctoral Fellowship, или более коротко postdoc - это стипендия для молодых научных сотрудников) или вре­менные позиции на Запад. Это ситуация представляется нам гораздо более благоприятной, с точки зрения дальнейшего развития науки.

Последние 10 лет все мои аспиранты и многие студенты участвовали как исполнители в коллективных грантах и проектах как российских, так и за­рубежных (РФФИ, Минвуз, INTAS и т.д.) и получали серьезные индивиду­альные гранты и стипендии.

Все мои студенты и аспиранты, а также большинство студентов Ивана Александровича Панина и Александра Ивановича Генералова и некоторые другие студенты и аспиранты нашей кафедры проходили стажировку 4-6 недель в университете Билефельда в рамках Эйлеровской программы студен­ческих обменов DFG между Санкт-Петербургским университетом и универси­тетом Билефельда, руководителем которой с российской стороны я являюсь, руководитель с немецкой стороны профессор Энтони Бак.

  1. Владимир Нестеров - аспирант 1990-х годов, защита 1995 года, грант Минвуза "Учитель и ученик", у нас на кафедре таких грантов тогда было три (кроме нашего, еще Яковлев-Пименов и Востоков-Бондарко).
  2. Никита Семенов, стипендия DAAD для совместной Российско-Герман­ской аспирантуры, защитил кандидатскую диссертацию в Мюнхенском Уни­верситете, в настоящее время получил 5-летнию позицию Junior Professor в Университете Майнца.
  3. Виктор Петров, стипендия DAAD для совместной Российско-Германской аспирантуры, в 2005 году в возрасте 22 лет защитил кандидатскую диссерта­цию в СПБГУ, а через год еще одну в университете Билефельда на совершенно другую тему. После этого 2 года был на постдоке в Университете Алберты (Канада), год на научной позиции в Институте Макса Планка (Бонн, Герма­ния) и после этого годичную позицию в Университете Майнца, в следующем году собирается вернуться в СПбГУ.

Замечу, что в то время аспирантских стипендий DAAD было 10 штук в год на всю Россию, по всем специальностям. То, что два года подряд их получали мои личные ученики, трудно оценивать иначе, чем чудо.

  1.  Михаил Митрофанов – получил индивидуальный двухлетний junior INTAS, по которому он провел полгода в Кембридже. В 2006 году защитил кандидат­скую диссертацию в СПбГУ, в настоящее время работает в Петербурге как программист.
  2. Екатерина Сопкина - индивидуальный двухлетний junior INTAS, кроме того, стипендия DAAD и Российского Минвуза "Михаил Ломоносов", по кото­рым она длительное время работала в университете Билефельда. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию в СПбГУ, в настоящее время работает на кафедре алгебры Педагогического Университета.
  3. Александр Лузгарев - стипендия DAAD и Российского Минвуза "Миха­ил Ломоносов" в Билефельде. В 2008 году защитил кандидатскую диссерта­цию в СПбГУ, работал на кафедре. В 2010 году получил чрезвычайно пре­стижную стипендию Голды Меир в лучшем университете Израиля, Еврейском Университете Иерусалима. Этой осенью возвращается на нашу кафедру.
  4. Игорь Певзнер - стипендия DAAD и Российского Минвуза "Михаил Ло­моносов" в Билефельде. В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ, в настоящее время работает на кафедре алгебры Педагогического Университета.
  5. Анастасия Ставрова - стипендия консорциума европейских университе­тов ALGANT, которая позволила провести ей два года в Италии, Голландии и Франции (Падуя, Лейден и Бордо). В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию в СПбГУ, работала на кафедре, но вскоре получила постдок в Мюнхенском Университете, потом в Университете Эссена.
  6. Виктория Казакевич также получила стипендию ALGANT, но, к сожале­нию, ей не воспользовалась, что, с моей точки зрения, было ошибкой. Защита состоится зимой 2011 года, в настоящее время работает на кафедре высшей математики Электротехнического Университета.
  7. Сергей Синчук - поступил в аспирантуру в 2010 году и сразу полу­чил Рохлинскую стипендию. В настоящее время получил стипендию Фран­цузского посольства для совместной Российско-Французской аспирантуры Петербург - Париж.

Здесь перечислены только крупные индивидуальные гранты, кроме того, как уже было сказано, практически все аспиранты и многие студенты участвовали в грантах РФФИ и т.д., Эйлеровской программе, получали многочисленные менее значительные гранты Минвуза, мэрии Петербурга и подобные.

Признанием заслуг кафедры высшей алгебры и теории чисел мат-меха СПбГУ было то, что представители нашей кафедры получали премию Санкт­-Петербургского Математического Общества молодому математику 4 года под­ряд: Николай Дуров (ученик Сергея Владимировича Востокова), Виктор Петров, Александр Лузгарев, Анастасия Ставрова. Думается, что ситуации, когда 3 года подряд премии получали ученики одного руководителя, просто не было до этого в истории.

Кстати, наши студенты довольно успешны как программисты, большинство лучших программистов – высокого уровня математики по образованию. В связи с этим стоит упомянуть, что команда математико-механического фа­культета по программированию, в которой были, на тот момент, студенты нашей кафедры Николай Дуров и Виктор Петров, два года подряд завоевывала абсолютное первое место в мире на олимпиадах АСМ по программированию, что, конечно, является выдающимся достижением».

Как уже было сказано, здесь приведены примеры самых успешных молодых ученых. Трудностей, естественно достаточно. Сейчас есть уверенность, что кафедра высшей алгебры и теории чисел развивается в правильном направлении и молодые ученые продолжат высоко нести флаг науки СПбГУ.

 

Контакты

Почтовый адрес: 198504, Россия, Санкт-Петербург, Старый Петергоф, Университетский проспект, дом 28. 

Телефон/факс:  (812) 428-69-44,  428-42-10.

E-mail:   Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.